среда, 13 ноября 2013 г.

История: Камуфляж самолетов люфтваффе.

Камуфляж самолетов люфтваффе
Для того, чтобы отличить свои самолеты от вражеских на крылья и фюзеляж воен­ных самолетов наносились опознаватель­ные знаки в виде различных национальных эмблем, воспроизводящих цвета государст­венного флага или элементы государствен­ного герба. Кроме того, на военных самоле­тах появились тактические кодовые (бук­венно-цифровые) обозначения, по которым можно было определить принадлежность боевой машины к той или иной действую­щей части.
  

Bf 109E из lll/JG 26. Франция, 1941 год. Камуфляж RLM 02/71/65. Кок винта - RLM 70
Bf 109E из lll/JG 26. Франция, 1941 год. Камуфляж RLM 02/71/65. Кок винта - RLM 70
Fw 190А-5 из IV/SKG 10. Май 1943 года. Камуфляж «серый» RLM 74/75/76. Кок винта - RLM 70
Fw 190А-5 из IV/SKG 10. Май 1943 года. Камуфляж «серый» RLM 74/75/76. Кок винта - RLM 70
Bf 109К-4 без обозначений авиачасти. Германия, 1945 год. Поздняя схема камуфляжа RLM 82/81/02/76
Bf 109К-4 без обозначений авиачасти. Германия, 1945 год. Поздняя схема камуфляжа RLM 82/81/02/76
Таблица цветов (RLM), применявшихся для защитной окраски самолетов люфтваффе в 1939 - 1945 годах
Таблица цветов (RLM), применявшихся для защитной окраски самолетов люфтваффе в 1939 - 1945 годах
Самолет начинал «краситься» еще в ходе сборки в заводских цехах. Для защиты от ат­мосферных влияний детали самолетов по­крывали различными лаками и специальны­ми составами. Затем поверхности всех ос­новных частей самолета грунтовались. Толь­ко после этого красками строго определен­ного цвета и в соответствии с предписанной схемой на них наносили камуфляж. Во вре­мя Второй мировой войны чаще всего ис­пользовали матовые краски. Чтобы исклю­чить появление солнечных бликов, которые могли обнаружить самолет на большом рас­стоянии. Но иногда наоборот применяли глянцевое покрытие, например в морской или ночной авиации. Лаки и краски обычно наносились распылителем, но в некоторых случаях пользовались и кистью.
Разумеется, во всех странах «боевая окра­ска» военных самолетов бралась не с потол­ка. Для этого существовали строгие офици­ально утвержденные правила и схемы. Так, например, в Германии с 1935 по 1945 годы любые изменения схем камуфляжа или опо­знавательных знаков, или новые требования к лакокрасочному покрытию военных само­летов устанавливались и утверждались толь­ко Государственным Министерством авиа­ции (Reichsluftfahrt Ministerium — RLM). Но, забегая вперед, хочется сразу оговориться: несмотря на строгие предписания и широко распространенное мнение о «немецком по­рядке», в камуфляже люфтваффе было до­вольно много различных нарушений и от­ступлений от принятых образцов. Более то­го, сам принцип нанесения защитной окрас­ки, принятый в люфтваффе, включал в себя возможность подгонки стандартного образ­ца под конкретные условия, в которых при­менялись боевые машины. Поэтому стан­дартно окрашенные самолеты, поступившие в действующие части, уже на месте «докра­шивались». Летчики (или техники) с помо­щью распылителя собственноручно наноси­ли поверх заводского камуфляжа дополни­тельные пятна, полоски или «завитки», при­чем действовали достаточно произвольно «от души». При такой практике от стандарт­ного камуфляжа иногда оставались одни лишь воспоминания. Это в первую очередь относится к истребительным авиачастям люфтваффе. Летчики бомбардировочных подразделений были более консервативны, но и они к концу войны стали покрывать свои самолеты витиевато-бесконечными полоса­ми, совершенно неповторимыми на каждой боевой машине. Все это делает рассказ о ка­муфляже люфтваффе довольно затрудни­тельным и запутанным делом, требующим объемных изданий. Чтобы не утонуть в бес­конечных отступлениях от правил, мы хотим сосредоточить внимание читателя именно на самих правилах, то есть на стандартных за­щитных окрасках принятых в люфтваффе. Как бы там ни было, но стандартные схемы и стандартные краски всегда оставались осно­вой для последующего творчества местных умельцев от камуфляжа. Кроме того, мы рас­сматриваем камуфляж только боевых само­летов люфтваффе и только в период с 1939 по 1945 годы, то есть во время Второй мировой войны. Довоенные схемы пропускаются. Те­мы «авиационной геральдики», безусловно, интересные сами по себе будут затронуты лишь вскользь. Увы, в рамках небольшого из­дания нельзя объять необъятное.
Пропорции опознавательных знаков люфтваффе (W - ширина). Слева - знак с 1935 по 1939 год. Справа - вид бокового и верхнего креста образца 1940 года
Пропорции опознавательных знаков люфтваффе (W - ширина). Слева - знак с 1935 по 1939 год. Справа - вид бокового и верхнего креста образца 1940 года
Опознавательные знаки
Версальский договор запрещал Германии иметь военную авиацию. И до середины 1930-х годов, то есть до прихода к власти на­ционал-социалистов во главе с Гитлером, все немецкие самолеты носили лишь граждан­ские обозначения. Возрождение военно-воз- душных сил Германии произошло в марте 1935 года, а в сентябре для самолетов люфт­ваффе был введен основной опознаватель­ный знак: «равносторонний» черный крест с белой обводкой, или так называемый балоч­ный крест (Balkenkreuz). Кресты наноси­лись по бокам фюзеляжа самолета, а также на верхних и нижних поверхностях его кры­льев. С осени 1936 года белая обводка вокруг креста стала дополняться черной обводкой. На киле самолетов изображался флаг НСДАП в виде широкой красной полосы с черной свастикой, вписанной в белый круг. Но в сентябре 1938 года этот хорошо види­мый издалека красно-белый флаг был отме­нен, и на киле осталась только черная свас­тика с тонкой белой обводкой. Вскоре белая обводка вокруг свастики была дополнена еще более тонкой черной обводкой. Крас­ные флаги на киле исчезли не вдруг. Многие самолеты носили их вплоть до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Обста­новка боевых действий быстро заставила за­красить красный цвет одним из оттенков ка­муфляжа.
Пропорции, угол наклона и место расположения свастики (5W - ширина). Справа - после 1940 года
Пропорции, угол наклона и место расположения свастики (5W - ширина). Справа - после 1940 года
На рубеже 1939 и 1940 годов вид опознава­тельных знаков люфтваффе вновь немного изменился. У крестов на фюзеляже и на нижней поверхности крыла белая обводка была расширена. Но кресты на верхней по­верхности крыла остались прежними, с уз­кой белой обводкой. Впрочем, если вам встретится фотография самолета с крестами нового типа и на верхней поверхности кры­ла, не удивляйтесь. Перед вами обычное от­ступление от общепринятого образца.
Схема расположения крестов и тактических кодов на крыле и фюзеляже немецких самолетов
Схема расположения крестов и тактических кодов на крыле и фюзеляже немецких самолетов
Расположение опознавательных знаков на самолете также подчинялось определен­ному правилу. До 1939 года кресты на верх­ней и нижней поверхности крыла располага­лись ближе к законцовкам крыла, а с 1939 го­да, когда была введена новая система обо­значений самолетов люфтваффе, кресты стали размещать ближе к середине крыла. На схеме показаны общие принципы размещения опознавательных знаков на са­молетах люфтваффе периода Второй миро­вой войны. Но надо заметить, что эта схема была довольно гибкой и не предписывала какого-либо одинакового стандарта для всех самолетов. Иными словами, подобные схемы разрабатывалась в Германии отдельно для каждой модификации самолета, и поэтому возникали многочисленные «особенности»,
На «крыльях» этого Не 111 тактический код T5+BU со-седствует с заводским HP+DO. А по правилам должен был заменить его«своеобразия» или «отличия». Например, фюзеляжный крест предписывалось разме­щать между крылом и стабилизатором. На двухмоторных бомбардировщиках место расположения фюзеляжного креста (его вертикальной оси) отмерялось обычно от пе­редней кромки стабилизатора. При этом, ес­ли на Не 111Н (2440 мм от стабилизатора) крест получался на середине, то на Ju 88 (2500 мм от стабилизатора) или на Do 17 он был смещен ближе к крылу, а на Do 217 на­оборот — оказывался ближе к хвосту само­лета. А на одномоторном истребителе Bf 109G ось фюзеляжного креста полагалось находить, отсчитывая расстояние (1360 мм) не от стабилизатора, а от отверстия для уста­новки хвостовой части самолета на пирами­дальную опору. Тогда как на двухмоторном Me 262 это расстояние отмеряли (990 мм) от стыка сочленения средней и хвостовой сек­ций фюзеляжа. Далее разнообразие увели­чивается. Хотя пропорции фюзеляжного креста выдерживались, но его размеры раз­личались от самолета к самолету. Речь, ко­нечно же, не идет о сравнении знаков истре­бителей и бомбардировщиков, заметные различия имелись даже внутри одного типа самолетов. Например, Не 111Н носил крест размером 1400 мм, Ju 88 — размером 1000 мм, a Do 217 — 1250 мм. По-видимому, все определялось и подгонялось по месту, а «ме­сто» на каждом самолете было различно. По­казательный пример — боковые кресты двух истребителей: одномоторного Bf 109G и двухмоторного реактивного Me 262. На «стодевятом» размер креста (950 мм) был боль­ше, чем на «262-м» (800 мм). Хотя реактив­ный Me 262 значительно превосходил свои­ми размерами Bf 109. Поэтому также невоз­можно с уверенностью сказать, что на оди­наковых одномоторных истребителях Bf 109 и FW 190 фюзеляжные кресты были одного размера, хотя разница может оказаться все­го несколько сантиметров.
Все, что сказано выше о размерах и распо­ложении фюзеляжных крестов на немецких самолетах касается только официальных схем. Но как показывают фотографии, на практике было немало различных отступле­ний и от самих схем.
На крыльях немецких самолетов порядка было больше. Размер верхнего крыльевого креста у большинства немецких бомбарди­ровщиков — 1000 мм и его ось находится всегда на расстоянии 2000 мм от края законцовки крыла. Нижние крыльевые кресты обычно имели размер 2000 мм, и располага­лись на середине расстояния от оси мотогон долы до края законцовки крыла. Хотя для каждого самолета это место различно, его легко определить. Но существовала еще одна схема расположения нижнего крыльевого креста на двухмоторных самолетах люфт­ваффе. На многих фотографиях Bf 110, Do 17Z и Ju 88 кресты на нижней поверхности крыла явно «сдвинуты» ближе к мотогондо­ле и располагаются приблизительно посере­дине левой/правой половины крыла. Эта «неправильная» схема чаще встречается на фотографиях периода 1939 — 1940 годов, но ее нельзя назвать более ранней, поскольку обе схемы существовали одновременно, а на самолетах Ju 88 «неправильная» схема встречалась еще и в 1943 году.
Для одномоторных Ju 87, как видно из схе­мы , «место» нижнего креста опре­делялось серединой расстояния от фюзеля­жа до края законцовки крыла.
О тактических буквенно-цифровых обо­значениях бомбардировщиков и двухмотор­ных истребителей люфтваффе будет расска­зано ниже. А о самих буквах и цифрах, рас­положение которых всегда связано с креста­ми на фюзеляже или крыле, лучше расска­зать здесь. Форма и пропорции букв и цифр легко определяются по таблице №... Но их размер на фюзеляже самолетов был разли­чен. Например, на бомбардировщике Не 111Н буквы имели высоту 840 мм, ширину — 600 мм и расстояние между знаками — 280 мм, на Do 217 соответственно: 800 х 570 и 270 мм и только на на Ju 88 и на Do 17Z размеры совпадали — 600 х 430 и 200 мм. На нижней поверхности крыла однообра­зия было больше. Как правило, там, на рав­ном от креста расстоянии (см. схему), распо­лагались буквы высотой 1000 мм. Но все, что сказано о размерах и располо­жении букв, в полной мере справедливо только для тех четырехзначных кодов, кото­рые наносились на самолеты на заводах. При поступлении самолета в авиачасть заводские буквы закрашивали или смывали, а на их ме­сте наносили четырехзначные тактические обозначения. Фотографии свидетельствуют, что при этом предписанные размеры и рас­стояния соблюдались не всегда.
Поздние кресты
В конце 1941 года директива LDv 521/2 ввела новый вид опознавательных знаков для немецких самолетов. Кресты на верхней поверхности крыла стали как бы прозрачны­ми. У них удалили черную «сердцевину», ос­тавив только белые утолки по контуру. Крес­ты на фюзеляже изменили свой цвет с чер­ного на серый. На нижней поверхности кры­ла кресты остались прежними черно-белы- ми. Надо заметить еще, что все кресты — верхние, боковые и нижние — «потеряли» тонкую черную обводку белых уголков. На практике все оказалось сложнее. Фотогра­фии говорят о том, что в боевых частях люфтваффе середину фюзеляжных крестов, по-видимому, продолжали закрашивать бо­лее темным цветом: черным или черно-зеле­ным. Также поступали и с верхними креста­ми на крыле.
Впрочем, опознавательные знаки на не­мецкие самолеты наносились еще во время сборки на заводах. Окраска производилась по отработанной технологии, которую не­возможно было изменить в одночасье. По­этому новшества директивы LDv 521/2 про­явились на самолетах люфтваффе не сразу. На ранних «мессершмиттах» Bf 109F редко можно заметить новые опознавательные знаки, гораздо чаще встречаются кресты прежнего вида. И только к 1943 году уже на «мессершмиттах» Bf 109G стали чаще встре­чаться новые «прозрачные» и серые кресты. Напротив, на «фокке-вульфах» Fw 190А, се­рийный выпуск которых начался весной 1941 года, новые опознавательные знаки стали широко применяться уже начиная с 1942года.
На бомбардировщиках и других многомо­торных самолетах люфтваффе новые опо­знавательные знаки распространились толь­ко в 1944 году, а до этого времени встреча­лись лишь изредка/эпизодически.
В конце войны, в 1944 — 1945 годах «про­зрачные» кресты, состоящие только из угол­ков обводки, стали наносить не только на верхнюю поверхность крыла, но и по бокам фюзеляжа. При этом на светлом фоне угол­ки крестов иногда закрашивались не белым, а черным цветом. Иногда таким же образом, только белым или черным контуром без ок­раски в середине, стали изображать и свас­тику. Впрочем, внутренняя площадь фюзе­ляжного креста часто закрашивалась одним из темных оттенков камуфляжа, например RLM 70, 81 или 82.
На светлой (RLM 76) боковой поверхности «прозрачный» крест иногда наносили черной краской, как на этом Fw 190D-9 из II/JG 6. Май 1945 года
На светлой (RLM 76) боковой поверхности «прозрач­ный» крест иногда наносили черной краской, как на этом Fw 190D-9 из II/JG 6. Май 1945 года
На этих двух фотографиях, сделанных в 1942 году во Франции, запечатлены истребители из JG 2. Слева на боку Fw 190 из 7-й эскадрильи виден обычный черный крест. Тогда как справа, на боку Fw 190 из 8-й эскадрильи красу¬ется «прозрачный» крест, закрашенный внутри серым (RLM 74/75) камуфляжным цветом
На этих двух фотографиях, сделанных в 1942 году во Франции, запечатлены истребители из JG 2. Слева на боку Fw 190 из 7-й эскадрильи виден обычный черный крест. Тогда как справа, на боку Fw 190 из 8-й эскадрильи красу­ется «прозрачный» крест, закрашенный внутри серым (RLM 74/75) камуфляжным цветом
Тактические обозначения
Истребители
Буквенно-цифровые кодовые обозначе­ния самолетов люфтваффе служили для оп­ределения принадлежности машины к той или иной авиачасти.
Чтобы лучше понять систему тактических обозначений немецких самолетов нужно сначала немного разобраться в организаци­онной структуре военной авиации Германии. Основной боевой тактической единицей в люфтваффе считался «гешвадер» (Gesch- wader — эскадра, соответствует нашему авиаполку крупного размера). Обычно он со­стоял из трех Групп (Gruppe Ir II, III — нет со­ответствия), но иногда их количество увели­чивалось до пяти. Каждая Группа состояла из трех «штаффелей» (Staffel — соответствует нашей эскадрилье), которые в свою очередь подразделялись на три или четыре звена (Kette/Swarm). Нумерация эскадрилий была сквозная, поэтому по номеру эскадрильи лег­ко определялась также и группа.
Тактические обозначения истребителей люфтваффе с которыми они встретили Вто­рую мировую войну были приняты в 1938 го­ду, Обозначения представляли собой цифро­вые номера и графические символы разного цвета. В соответствии с принятой системой, номера и символы на самолетах всех «пер­вых» эскадрилий в группах (первых — по по­рядку, а по номеру 1, 4, 7, 10 и т.д.) рисова­лись белым цветом. Всем «вторым» эскадри­льям (№ 2, 5, 8...) присвоили красный цвет. А у всех «третьих» эскадрилий (№ 3, 6, 9...) са­молеты имели желтые обозначения .
Строй Bf 109 G-6 из 1 ./JG 27. На двух ближних самолетах «сердцевина» боковых крестов закрашена серым, тогда как на третьем по счету, - ясно виден боковой крест с черной серединой. На хвостовой части истребителей видна широкая зеленая полоса - отличительный знак JG 27
Строй Bf 109 G-6 из 1 ./JG 27. На двух ближних самолетах «сердцевина» боковых крестов закрашена серым, тогда как на третьем по счету, - ясно виден боковой крест с черной серединой. На хвостовой части истребителей видна широкая зеленая полоса - отличительный знак JG 27
Опознавательные знакиБортовой номер наносился относительно фюзеляжного креста всегда со стороны носа самолета, а символ группы — всегда со сто­роны хвоста. I группа не имела отличительного символа. Символы остальных авиа­групп, входящих в состав гешвадера (авиа­полка) одномоторных истребителей приве­дены на схеме.
Каждый гешвадер имел свою эмблему, ко­торая рисовалась на боку фюзеляжа истре­бителя ниже фонаря кабины или на капоте двигателя. Эмблемы представляли собой цветные рисунки часто геральдического свойства. Но «геральдика» эмблем была про­извольной и не подчинялась каким-нибудь строгим правилам. Обычно это были стили­зованные гербы, изображения зверей, расте­ний, оружия или символических предметов.
Особые обозначения в виде шевронов и полосок на фюзеляже имели самолеты ко­мандира (коммодора) гешвадера, адъютанта, оперативного, технического и штабного офицеров. Эти знаки наносились или полно­стью белой краской, или черной с белой об­водкой. На странице 11 показаны различные образцы этих обозначений. Легко заметить, что здесь также не было строгого единства и допускались «вольности».
В начале Второй мировой войны (напри­мер во время Битвы за Англию) «цвет эска­дрильи» часто использовался в качестве до­полнительного нестандартного определите­ля. Так, на многих истребителях Bf 109 цве­том эскадрильи (желтым, красным или бе­лым) закрашивали законцовки крыла, ка­поты двигателя, киль или руль. В некоторых случаях такая слишком заметная окраска была явно избыточной и являлась скорей проявлением «рыцарской бравады» немец­ких летчиков, чем тактической необходи­мостью.
«Змейка» позади креста говорит о том, что этот Bf 109F может принадлежать к 7-й (белая) или 9-й (желтая) эскадрилье из II) группы 52-го истребительного авиаполка (эмблема JG 52 под козырьком кабины)
«Змейка» позади креста говорит о том, что этот Bf 109F может принадлежать к 7-й (белая) или 9-й (желтая) эскадрилье из II) группы 52-го истребительного авиаполка (эмблема JG 52 под козырьком кабины)
Таблица командирских значков на одномоторных истребителях
Таблица командирских значков на одномоторных истребителях
Fw 190А-8 из ll/JG 1. Дания, май 1945 года. Хвост самолета окрашен в желтый цвет. Бортовая «1», полоска и поясок вокруг фюзеляжа, по-видимому, красные. На коке винта белая спираль
Fw 190А-8 из ll/JG 1. Дания, май 1945 года. Хвост самолета окрашен в желтый цвет. Бортовая «1», полоска и поясок вокруг фюзеляжа, по-видимому, красные. На коке винта белая спираль
На фотографиях этой страницы показаны различные графические символы - полоски и шевроны, применявшиеся в качестве тактических обозначений на одномоторных истребителях люфтваффе
На фотографиях этой страницы показаны различные графические символы - полоски и шевроны, применявшиеся в качестве тактических обозначений на одномоторных истребителях люфтваффе
 Мессершмитт Bf 109 F технического офицера lll-й группы JG 3. Восточный фронт, лето 1942 года
Мессершмитт Bf 109 F технического офицера lll-й группы JG 3. Восточный фронт, лето 1942 года
Bf 109F немецкого аса Траутлофта командира JG 54. Шевроны и полоска на боку самолета - белые. Россия, лето 1942 года
Bf 109F немецкого аса Траутлофта командира JG 54. Шевроны и полоска на боку самолета - белые. Россия, лето 1942 года
Необычное расположение командирских обозначений на капоте двигателя Bf 109Е из JG 27. Балканы, 1941 год. Носовая часть и руль самолета очевидно выкрашены желтой краской
Необычное расположение командирских обозначений на капоте двигателя Bf 109Е из JG 27. Балканы, 1941 год. Носовая часть и руль самолета очевидно выкрашены желтой краской
Останки Me 410. На темном коке винта хорошо видна белая спираль. С 1943 года такие спирали стали характер¬ной деталью в окраске немецких самолетов. Крест на нижней поверхности крыла сохранил прежний вид, но явно уменьшился в размерах по сравнению с крестами самолетов начального периода войны
Останки Me 410. На темном коке винта хорошо видна белая спираль. С 1943 года такие спирали стали характер­ной деталью в окраске немецких самолетов. Крест на нижней поверхности крыла сохранил прежний вид, но явно уменьшился в размерах по сравнению с крестами самолетов начального периода войны
Оригинальной формой окраски отлича­лись коки винтов немецких самолетов. На заводах их обычно полностью окрашивали в черно-зеленый цвет RLM 70. Но по прибы­тии самолета в действующую авиачасть, кок его винта перекрашивали в «цвет эскадри­льи». Иногда полностью, иногда наносили кольцевые полоски, и довольно часто сег­ментом на четверть конуса кока. С 1943 года на коках винтов немецких истребителей од­номоторных (Bf 109 и Fw 190) и двухмотор­ных (Bf 110, Me 410) начали рисовать «спи­рали», чаще всего черно-белые, реже крас­но-белые, с разной шириной линий и раз­ным числом витков. Эту практику трудно назвать тактическим обозначением, тем не менее, своеобразно мерцающий кок винта был еще одним средством распознавания своих самолетов и их отличия от самолетов противника.
Отличительной особенностью истребителей Bf 110 из SKG 210 (ZG 1), действовавших на восточном фронте, были не только «Осы» на носу самолета, но также широкая желтая полоса перед кодовым обозначением части (S9)
Отличительной особенностью истребителей Bf 110 из SKG 210 (ZG 1), действовавших на восточном фронте, были не только «Осы» на носу самолета, но также широкая желтая полоса перед кодовым обозначением части (S9)
Бомбардировщики, разведывательные самолеты и двухмоторные истребители
С осени 1935 года до конца 1938 года (а практически до начала 1939) на бомбарди­ровщиках люфтваффе красовались пяти­значные обозначения, например 54 + F37, где по порядку обозначались: воздушный ок­руг, номер авиаполка, отличительная литера самолета, группа и эскадрилья. Назревала Вторая мировая война, а в боевых условиях такое обозначение было бы громоздким, не­удобным, а частично и вовсе не нужным.
Поэтому с 1939 года для немецких бомбар­дировщиков ввели новую систему тактичес­ких обозначений, которая постепенно упро­щаясь просуществовала до конца Второй ми­ровой войны.
Буквенно-цифровой код стал четырехзнач­ным. Наносили его черной краской на обе сто­роны фюзеляжа между крылом и стабилиза­тором, а также на верхнюю и нижнюю по­верхности крыла. На фюзеляж — по схеме ХХ + ХХ, на крыло - по схеме Х + Х Х + Х. Бортовое обозначение на фюзеляже с любой стороны читалось слева направо. Два первых знака (всегда слева от креста) были буквенно- цифровым кодом авиачасти (гешвадера или разведывательной авиагруппы). Справа от креста последовательно шли: индивидуальное буквенное обозначение самолета и буквенное обозначение номера эскадрильи. При этом индивидуальная буква самолета или полно­стью окрашивалась в «цвет эскадрильи», или реже, оставаясь черной, имела соответствую­щую обводку (см. таблицу на стр. 16). Контра­стная обводка применялась также для четкого выделения индивидуальной буквы самолета, на фоне камуфляжа. Например, темная крас­ная буква могла иметь белую обводку.
Вид и пропорции знаков буквенно-цифрового кода люфтваффе
Вид и пропорции знаков буквенно-цифрового кода люфтваффе
Рассмотрим реальное обозначение «F1+DT» бомбардировщика Do 17Z. Код F1 был присвоен 76-му бомбардировочному полку (KG 76). Буква «Т» говорила о принад­лежности самолета к 9-й эскадрилье полка, которая находилась в составе III-й группы. А желтая буква «D» — была индивидуальным знаком самолета и дополнительным хорошо различимым определителем.
Как уже отмечалось выше, четырехзнач­ный код предписывалось размещать не толь­ко на фюзеляже бомбардировщиков, но и на нижней поверхности крыла. Верх букв был направлен вперед по линии полета. Читался код слева направо, начинаясь на правой по­ловине и заканчиваясь на левой половине крыла. В нашем примере это выглядело так: F+l D +Т. При этом все знаки, включая ин­дивидуальную букву, обычно были черными. Очень скоро обозначение на нижней поверх­ности крыла стали упрощать до двух букв, на­пример: D + F D + F. И в конце концов свели его до одной индивидуальной буквы слева и справа от крестов, например: D + + D. Таким же образом (рядом с крестами, верх направ­лен вперед) индивидуальные буквы наноси­лись и на верхнюю поверхность крыла, но уже не черные, а в цвете эскадрильи. Впро­чем, от разноцветных букв сверху очень ско­ро отказались. А на некоторых фотографиях немецких бомбардировщиков (начиная с 1940 года) отсутствуют буквенные обозначе­ния и на нижней поверхности крыла. Види­мо, их тоже нередко закрашивали.
Как и в случае истребителей, обычная си­стема обозначения бомбардировщиков до­полнялась расширенным использованием «цвета эскадрильи». В соответствующий цвет целиком или частично окрашивали ко­ки винтов самолетов. При этом иногда но­сок кока окрашивали в цвет группы. Каж­дой группе в гешвадере бомбардировщиков также был присвоен свой цвет: I группа — белый, II группа — красный, III группа — желтый, IV группа — светло-синий, V груп­па — черный. Впрочем, это, по-видимому, не было ни официальным, ни обязатель­ным, Тем не менее, соответствующий цвет иногда служил фоном в геральдической эм­блеме подразделения, которая наносилась на фюзеляж бомбардировщика обычно ни­же фонаря кабины. Иногда гербовые щиты эмблем имели обводку в цвете эскадрильи. Но, еще раз оговоримся, эта система не бы­ла обязательной. Некоторые бомбардиров­щики в подразделениях вообще не несли никаких эмблем.
В начале войны, в 1939 —1941 годах в ка­честве дополнительного обозначения на бомбардировщиках использовались узкие цветные полосы вокруг фюзеляжа на носо­вой его части (часто на Do 17 или на ранних Do 217) или на половине его длины. Иногда самолеты командиров подразделений несли белые широкие полоски на вертикальном оперении или на верхней поверхности кры­ла. Количество полос определяло принад­лежность самолета к штабному звену соот­ветствующей группы. Одна полоска — I группа, две — II группа, три — III группа.
Двухмоторные истребители люфтваффе (Bf 110, а позже Me 410) имели такую же си­стему бортовых кодовых обозначений, как и бомбардировщики. Но поскольку Bf 110 сто­яли на вооружении истребительных частей, а те отличались большими вольностями, в том числе и в окрасках своих самолетов, то на двухмоторных истребителях всевозмож­ных отступлений от обязательного образца было больше, равно как и дополнений. На­пример, в период боев во Франции и в Битве за Англию в 1940 году, «мессершмитты» Bf 110 из ZG 26 имели широкие белые полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа, а носо­вая часть самолетов и капоты их двигателей могли быть окрашены в цвет эскадрильи. Другие Bf 110 из ZG 76 отличались ярким красно-белым изображением акульей пас­ти, нарисованной на «носу» самолетов. Словом, эмблемы и вся дополнительная рас­цветка подразделений двухмоторных истре­бителей явно отличались от бомбардировоч­ных большими размерами, красочностью и «наглостью». В конце войны из тактического кода на фюзеляже немецких бомбардировщиков и двухмоторных истребителей стали убирать обозначение гешвадера (два первых знака). Или наносили это обозначение так, что оно становилось почти незаметным: размером, уменьшенным в 4 раза.
Зубастые акульи пасти были отличительной особенностью двухмоторных истребителей Bf 110 из II/ZG 76 с весны 1939 года. Некоторые самолеты сохраняли свои зубки вплоть до конца войны, став уже ночными истребителями
Зубастые акульи пасти были отличительной особенностью двухмоторных истребителей Bf 110 из II/ZG 76 с весны 1939 года. Некоторые самолеты сохраняли свои зубки вплоть до конца войны, став уже ночными истребителями
Знаки быстрого определения
Уже в самом начале Второй мировой вой­ны немцы использовали на своих самолетах различные знаки быстрого определения. На­пример, в 1940 году во время французской кампании и позже в ходе Битвы за Англию немецкие летчики-истребители нередко за­крашивали носовую часть, руль поворота или законцовки крыла своих самолетов в желтый, белый и другие цвета. Но все это было еще случайно и бессистемно.
Bf 1100-3 из III/ZG 26 с белыми «носами» (ближний и дальний). На самолетах используется «серый» камуфляж из оттенков RLM 74/75/76 с высоко поднятой границей разделения нижнего и верхних цветов. Норвегия, 1940 год
Bf 1100-3 из III/ZG 26 с белыми «носами» (ближний и дальний). На самолетах используется «серый» камуфляж из оттенков RLM 74/75/76 с высоко поднятой границей разделения нижнего и верхних цветов. Норвегия, 1940 год
Весна 1941 года. Do 17Z над Афинским Акрополем. У немецких самолетов, участвовавших в Балканской кампании желтым цветом были закрашены капоты двигателей, рули поворота и законцовки крыла снизу
Весна 1941 года. Do 17Z над Афинским Акрополем. У немецких самолетов, участвовавших в Балканской кампании желтым цветом были закрашены капоты двигателей, рули поворота и законцовки крыла снизу
Упорядоченность и однообразие в знаки быстрого определения впервые было внесе­но во время Балканской кампании 1941 года, когда все самолеты, участвовавшие в ней по­лучили обязательную желтую (RLM 04) окра­ску определенного элемента конструкции.
Так у одномоторных истребителей и бомбар­дировщиков Ju 87 желтым цветом закраши­валась носовая часть и руль поворота. У двух­моторных бомбардировщиков и истребите лей Bf 110 желтыми были капоты двигателей, законцовки крыла снизу и рули поворота. Чуть позже эти желтые элементы станут отличительной чертой немецких самолетов на советско-германском фронте, с той лишь разницей, что на Востоке вместо желтых ру­лей поворота будут введены желтые полосы на хвостовой части фюзеляжа сразу за крес­том, а «наглая» желтая окраска «носов» быс­тро выйдет из моды или сократится до мини­мальных размеров. Самолеты, воевавшие на Балканах, вскоре оказались не только на Восточном фронте, но и в Северной Африке. Здесь они получали белые знаки быстрого определения: белую полосу в хвостовой части, белые законцовки крыльев, а также белые «носы». В феврале 1944 года был сформирован воздушный флот «Reich», в задачу которого входила противовоздушная оборона Герма­нии. В течение года была разработана и вне­дрена система цветных полос, которые нано­сились на хвостовую часть истребителей. Это были так называемые «полосы защиты Рейха» — Reichsverteididung Band, которые обозначали принадлежность самолета к той или иной авиачасти.
На поверхности зимнего камуфляжа очень быстро воз¬никали темные пятна и потертости. Этот Hs 126 был полностью закрашен легко смываемой белой краской
На поверхности зимнего камуфляжа очень быстро воз­никали темные пятна и потертости. Этот Hs 126 был полностью закрашен легко смываемой белой краской
Вид и расположение «полос защиты Рейха»
Вид и расположение «полос защиты Рейха»
Вид и расположение «полос защиты Рейха»
Защитная маскирующая окраска
Истребители
До осени 1938 года официально основным цветом защитной окраски верхних поверх­ностей истребителей люфтваффе был светло-зелено-серый RLM 63 (Grungrau; позднее его станут называть RLM 02 Grau). Оттенок напоминал цвет супа-пюре из зеленого го­рошка. Нижние поверхности самолетов ок­рашивались в светло-голубой RLM 65 (Hellblau). Но уже летом 1937 года начали по­являться «мессершмитты» Bf 109, окрашен­ные в соответствии с новой трехцветной схе­мой защитной окраски, которая с 1939 года станет общепринятой для истребителей люфтваффе. По этой схеме на самолет свер­ху наносился камуфляж из двух оттенков зе­леного цвета: черно-зеленого RLM 70 (Schwarzgrun) и темно-зеленого RLM 71 (Dunkelgrun). Камуфляж состоял из круп­ных прямолинейных угловатых фигур напо­минающих осколки битого стекла, поэтому в литературе его нередко называют «осколоч­ным». Необходимо заметить, что на схемах и на фотографиях сделанных издалека грани­цы цветов выглядят четкими, но в действи­тельности они были размытыми, резкого пе­рехода от одного цвета к другому не было. Нижние поверхности по-прежнему окраши­вались светло-голубым RLM 65.
Схема типовой окраски истребителя Bf 109Е (1939 - 1940 годы)
Схема типовой окраски истребителя Bf 109Е (1939 - 1940 годы)
С самого начала Второй мировой войны в окраске истребителей стали появляться раз­личные отступления от общепринятого об­разца. Это было вызвано тем, что немцы в первый период войны использовали в основ­ном наступательную тактику. При этом предпочтительнее иметь окраску светлых то­нов, которые хорошо скрывают самолет во время боя на фоне неба.'Способность же ма­шины быть менее заметной на земле при до­стигнутом господстве в воздухе была уже не так важна. В начале 1940 года во многих дей­ствующих авиачастях люфтваффе на истре бителях Bf 109Е бока фюзеляжа и киль стали закрашивать светлыми оттенками RLM 02 или даже голубым RLM 65. Темные зеленые цвета RLM 70/71 оставлялись только на са­мом верху фюзеляжа и сверху крыла и ста­билизатора. Во время французской кампа­нии, в мае-июне 1940 года, почти на всех не­мецких истребителях черно-зеленый цвет RLM 70 на верхних поверхностях был заме­нен серо-зеленым RLM 02, а бока фюзеляжа и киль закрашены светло-голубым RLM 65.
Bf 109Е в стандартном для 1940 года камуфляже. Гра¬ница разделения светлого нижнего и темных верхних цветов проходит высоко. Обозначения - заводскиеОписанная выше схема оказалась все же слишком контрастной и прямолинейной для изменчивых военных условий. Необходимо было как-то смягчить переход от темных «земных» оттенков к небесно-голубому. Поэтому летом 1940 года на боковые по­верхности фюзеляжа истребителей в бое­вых частях начали напылять (иногда нано­сить кистью) различные мелкие пятна не­правильной формы. Обычно для этого ис­пользовали цвета RLM 02 или RLM 71. Но проводились пробы с различными оттенка­ми серых и зеленых цветов, как в полевых условиях, так и на заводах. В конце концов, к осени 1940 года, когда развернулась воз­душная Битва за Британию, появился (впер­вые на Bf 109Е) новый образец заводской окраски, в котором основные цвета камуф­ляжа темно-серый RLM 74 (Dunkelgrau), се­ро-фиолетовый RLM 75 (Grauviolet) и серо- голубой RLM 76 (Hellgrau) использовались в сочетании с пятнами черно-зеленого RLM 70 и бледно-зеленого RLM 02. Верхние поверх­ности крыла, стабилизатора и фюзеляжа по­крывались обычными «осколками» RLM 74 и RLM 75. Все нижние поверхности, а также бока фюзеляжа и киль окрашивались RLM 76. Но при этом, поверх основного серо-го­лубого на бока фюзеляжа и киль наноси­лись нерегулярные пятна RLM 70 и RLM 02, которые размывали как контрастность пе­рехода основных цветов камуфляжа, так и строгость очертаний самолета. Директива L.Dv.521/2 от ноября 1941 года узаконила это сочетание красок для камуфляжа боль­шинства немецких истребителей вплоть до конца войны.
После того, как самолет поступал в авиачасть его стандартная заводская окраска дополнялась. На этом Bf 109Е перекрашены (в белый или желтый цвет) капот двигателя и эаконцовки крыла. Кроме того, вместо черных завод¬ских букв на борту истребителя нанесена цифра «3» в цвете эскадрильи
После того, как самолет поступал в авиачасть его стандартная заводская окраска дополнялась. На этом Bf 109Е перекрашены (в белый или желтый цвет) капот двигателя и эаконцовки крыла. Кроме того, вместо черных завод­ских букв на борту истребителя нанесена цифра «3» в цвете эскадрильи
Заводской камуфляж этого Bf 109Е из III/JG 2 был радикально доработан в авиачасти. С помощью кисти на бока фюзеляжа стандартно покрытые серо-голубым цветом было нанесено множество мелких темно-зеленых пятен
Заводской камуфляж этого Bf 109Е из III/JG 2 был радикально доработан в авиачасти. С помощью кисти на бока фюзеляжа стандартно покрытые серо-голубым цветом было нанесено множество мелких темно-зеленых пятен
Светлые боковые поверхности Bf 109F немецкого аса Ганса Хана командира JG 3 были покрыты своеобразными колечками темного камуфляжного цвета
Светлые боковые поверхности Bf 109F немецкого аса Ганса Хана командира JG 3 были покрыты своеобразными колечками темного камуфляжного цвета
Чаще всего резкий переход от темных верхних цветов камуфляжа к светлому нижнему смягчался нанесением темных пятен на бока фюзеляжа истребителя
Чаще всего резкий переход от темных верхних цветов камуфляжа к светлому нижнему смягчался нанесением темных пятен на бока фюзеляжа истребителя
Стандартный пятнистый камуфляж Bf 109G-5 из JG 50. Самолет с красной «3» принадлежал немецкому асу Вейростеру и был окрашен RLM 74/75/76. 1943 год
Стандартный пятнистый камуфляж Bf 109G-5 из JG 50. Самолет с красной «3» принадлежал немецкому асу Вейростеру и был окрашен RLM 74/75/76. 1943 год
Образец пятен на хвостовой части истребителя Bf 109G-6. Самолет принадлежал немецкому асу Герману Графу
Образец пятен на хвостовой части истребителя Bf 109G-6. Самолет принадлежал немецкому асу Герману Графу
Официальная схема-инструкция по окраске по окраске и маркировке самолетов BF 109G
Официальная схема-инструкция по окраске по окраске и маркировке самолетов BF 109G
CСхема типоавой окраски самолетов BF 109G/K
 Схема типоавой окраски самолетов BF 109G/K
Бомбардировщики, разведывательные самолеты и двухмоторные истребители
С конца 1936 года на немецких бомбарди­ровщиках применялась четырехцветная за­щитная окраска. Верхние поверхности само­летов покрывались «осколочным» камуфля­жем из трех цветов — темно-коричневого RLM 61 (Dunkelbraun), зеленого RLM 62 (Grun) и серо-зеленого RLM 63 (Grungrau). Нижние поверхности окрашивались в свет- ло-голубой цвет RLM 65.
Но камуфляж, в котором основная масса бомбардировщиков люфтваффе встретила Вторую мировую войну был уже другим. Он появился в сентябре 1938 года, и в нем ис­пользовались только два оттенка зеленого цвета. В излюбленном для люфтваффе стиле, верхние поверхности самолетов покрыва­лись крупными угловатыми «осколками» черно-зеленого RLM 70 (Schwarzgrun) и тем­но-зеленого RLM 71 (Dunkelgrun). А снизу, по-прежнему, использовался светло-голубой RLM 65. Надо заметить, что небольшое количество военных самолетов в камуфляже образца 1936 года все же приняли участие в боях Вто­рой мировой войны. Например, на восточ­ном фронте в авиагруппах ночных штурмо­виков, вплоть до 1942 года использовались старые бипланы «Хеншель» Hs 123, среди ко­торых встречались самолеты с четырехцвет­ным камуфляжем RLM 61/62/63/65. Стандартная защитная окраска бомбарди­ровщиков в действующих авиачастях допол­нялась или частично изменялась. Например, коки винтов, окрашенные на заводе цветом RLM 70, обычно перекрашивали в цвет обо­значения эскадрильи (желтый, белый, крас­ный, зеленый, синий), причем, какого-либо строгого порядка в этом не было.
Разведчик Bf 110С-5 из 4(F)/14, попавший в руки англичан 21 июля 1940 года. Весной 1940 года камуфляж не¬мецких двухмоторных истребителей стал серым и пятнистым. До этого он был темно-зеленым, как на бомбарди¬ровщиках (ср. нижнее фото)
Разведчик Bf 110С-5 из 4(F)/14, попавший в руки англичан 21 июля 1940 года. Весной 1940 года камуфляж не­мецких двухмоторных истребителей стал серым и пятнистым. До этого он был темно-зеленым, как на бомбарди­ровщиках (ср. нижнее фото)
Do 17Z во время Балканской кампании. Верхняя защитная окраска немецких бомбардировщиков состояла из двух оттенков темно-зеленого цвета (RLM 70/71), но на черно-белых фотографиях они чаще всего выглядят, как окра¬шенные в один цвет
Do 17Z во время Балканской кампании. Верхняя защитная окраска немецких бомбардировщиков состояла из двух оттенков темно-зеленого цвета (RLM 70/71), но на черно-белых фотографиях они чаще всего выглядят, как окра­шенные в один цвет
Два Bf 110 из ZG 26 в разном камуфляже. Первый окрашен в серые тона (RLM 74/75/76) по образцу, принятому в 1940 году, позади него более ранний темно-зеленый (RLM 70/71/65)
Два Bf 110 из ZG 26 в разном камуфляже. Первый окрашен в серые тона (RLM 74/75/76) по образцу, принятому в 1940 году, позади него более ранний темно-зеленый (RLM 70/71/65)
Перекрашивался или весь кок, или его носок, или сег­мент, или узкая полоса в его середине. Раз­личные опознавательные полосы или окрас­ки также могли появляться на фюзеляже, на консолях крыла или на мотогондолах. Особо следует рассказать о «неофициаль­ном» типе камуфляжа, который, тем не ме­нее, довольно часто встречался на бомбарди­ровщиках и двухмоторных истребителях люфтваффе. Речь идет о камуфляже, состоя­щем из тонких бесконечно-витиеватых по­лос или «змеек». Они имели контрастный по отношению к основной окраске цвет и напы­лялись поверх обычного камуфляжа на все верхние и боковые, а иногда даже на нижние поверхности самолета. По-видимому, «змей­ки» появились не раньше 1941 года и сначала на самолетах, действующих над морем: Ju 88 и Не 177. Позже они распространились и на другие типы самолетов.
«Змейки» не были заводским камуфляжем. Их наносили на са­молеты во фронтовых авиачастях или в поле­вых авиамастерских, поэтому завитки поло­сок имели неповторимый рисунок на каж­дой боевой машине. Часто полосы-змейки «выползали» из нижней окраски RLM 76 и дробили пространство верхних более тем­ных цветов. Но, например, на ночных бом­бардировщиках Do 217, нижние поверхнос­ти которых были закрашены черным, свет­лые полосы просто наносились поверх ос­новной темной окраски. И, наоборот, на тех же ночных Do 217 полосы могли быть темны­ми (черными или зелеными) на более свет­лой (по-видимому, серой RLM 75) окраске верхних поверхностей самолета.
До 1940 года двухмоторные немецкие ис­требители Bf 110 окрашивались так же, как бомбардировщики: RLM 70/71/65. Начиная с мая 1940 года подобно тому, как это было сделано на одномоторных истребителях, черно-зеленый цвет RLM 70 на «мессер- шмиттах» Bf 110 стали заменять бледно-зеле­ным RLM 02. При этом гранница нижнего се- ро-голубого цвета RLM 65 поднялась вверх, В 1941 году Bf 110 получили еще более «истре­бительную» окраску. Их камуфляж был из­менен на новую схему RLM 74/75/76 с пятна­ми по бокам фюзеляжа. Пришедшие на сме­ну «стодесятым» двухмоторные Me 210/410 чаще всего окрашивались по такому же «ис­требительному» образцу.
Ju 87D (Т6+ВМ) из 4./St.G 2. Россия, 1942 год. Самолет имеет стандартный верхний камуфляж RLM 70/71, но снизу, по-видимому, был перекрашен в черный ночной цвет. Об этом говорит размытый силуэт креста рядом с четкой индивидуальной литерой «В». Кок винта и косая полоска на руле - белые - в цвете эскадрильи.
Не 111Н из KG 26 с белыми или желтыми капотами двигателей.
Не 111Н из KG 26 с белыми или желтыми капотами двигателей.
схема окраски и расположения опознавательных и тактических знаков на бомбардировщиках Не 111Р/Н
Схема окраски и расположения опознавательных и тактических знаков на бомбардировщиках Не 111Р/Н
Камуфляж морских самолетов
На самолетах, находившихся на вооруже­нии частей морской и береговой авиации, с 1939 года также применялась трехцветная схема защитной окраски, но с использовани­ем более «морских» оттенков зеленого свер­ху: RLM 72 и RLM 73. Но снизу (в том числе, днища поплавков гидросамолетов и корпу­сов летающих лодок) использовался светло- голубой RLM 65. Самолеты морской авиации на Средизем­ном море часто имели белые «носы», полосы и рули направления. На Балтийском море и в Норвегии на морских самолетах как на Восточном фрон­те были желтые полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа и желтые законцовки крыльев. Морские самолеты иногда отличались разноцветной окраской законцовок лопас тей винтов. У сухопутных немецких самоле­тов пропеллеры полностью покры-вались черно-зеленой краской RLM 70, и законцов- ки их лопастей не имели предостерегающей окраски. Напротив, у некоторых морских немецких самолетов, законцовки лопастей винтов иногда окрашивались для лучшей за- метности тремя цветами: желтым (RLM 04), голубым (RLM 24) и красным (RLM 23).
Поплавковый многоцелевой Не 115. Немецкие морские самолеты окрашивались по такой же «осколочной»» схеме камуфляжа, как их сухопутные собратья, но с использованием более «морских» оттенков зеленого RLM 72/73
Поплавковый многоцелевой Не 115. Немецкие морские самолеты окрашивались по такой же «осколочной»» схеме камуфляжа, как их сухопутные собратья, но с использованием более «морских» оттенков зеленого RLM 72/73
Поздние схемы камуфляжа
Осенью 1943 года на немецких бомбарди­ровщиках появился новый камуфляж. Новая схема отличалась от прежней тем, что грани­ца нижней окраски фюзеляжа бомбардиров­щика поднялась вверх по образцу истреби­телей. Верхние цвета камуфляжа оставались прежними RLM 70/71, но теперь серо-голубой цвет RLM 65 покрывал не только «брю­хо», но и борта фюзеляжей некоторых мно­гомоторных самолетов люфтваффе. И так же, как на истребителях, на светлые борта бомбардировщиков красками RLM 70 или 02 иногда наносили мелкие пятна. Такая окрас­ка применялась чаще всего для самолетов Не 177 и Ju 290.
Во второй период войны стандартный камуфляж бомбардировщиков стал дополняться витиеватыми полосками или «змейками». Они произвольно наносились персоналом авиачастей и с трудом поддаются какой-либо класси¬фикации
Во второй период войны стандартный камуфляж бомбардировщиков стал дополняться витиеватыми полосками или «змейками». Они произвольно наносились персоналом авиачастей и с трудом поддаются какой-либо класси­фикации
Камуфляжные пятна на этом Ju 88 явно нанесены в авиачасти. Одно из пятен имеет вид буквы «Е» (возмож¬но, повторяя индивидуальное обозначение машины)
Камуфляжные пятна на этом Ju 88 явно нанесены в авиачасти. Одно из пятен имеет вид буквы «Е» (возмож­но, повторяя индивидуальное обозначение машины)
У ночных бомбардировщиков люфтваффе до 1943 года обычно закрашивали черной краской нижние поверхности, а иногда и бо­ка фюзеляжей. Верхняя окраска оставалась прежней: RLM 70/71. Некоторые самолеты Не 111 и Ju 88, получали «половинчатый» ка­муфляж. В черный цвет окрашивалась толь­ко половина их нижних поверхностей, а дру­гая оставалась светло-голубой.
С осени 1943 года ночные бомбардиров­щики стали окрашивать иначе. Их ночной камуфляж использовал серо-голубой RLM 76 в качестве основного цвета, который на верхних и боковых поверхностях дополнял­ся пятнами или витиеватыми полосками RLM 74 или 75.
Со второй половины 1944 года черный цвет возвращается к ночным бомбардиров­щикам. Многие машины были полностью выкрашены в черный цвет, на который по верхним и боковым поверхностям самолета могли наносить крупные пятна или «змейки» RLM 76.
одно доказательство своеобразной неповторимости «змеек». На этом Ju 188 они «выползают» на стандарт¬ный камуфляж из нижнего серо-голубого цвета RLM 65
Еще одно доказательство своеобразной неповторимости «змеек». На этом Ju 188 они «выползают» на стандарт­ный камуфляж из нижнего серо-голубого цвета RLM 65
Поздние «зеленые» окраски
Еще в конце лета 1943 года для камуфли­рования немецких бомбардировщиков были предложены новые цвета: оливково-коричневый RLM 81 и темно-зеленый RLM 82. Но, по-видимому, уже начавшийся кризис гер­манской промышленности помешал быстро­му и широкому внедрению этих красок. По­этому самолеты со стандартным камуфля­жем RLM 70/71/65 продолжали выпускаться. Более того, дефицит новых красок привел к тому, что до полного вытеснения прежних красок, официально разрешалось выпускать самолеты со смешанной окраской из старых и новых цветов, в сочетании RLM 70/82 или 71/81.
Переход на новые краски проходил посте­пенно на протяжении 1944 года. По-видимо­му, камуфляж 81/82/76 появился сначала на совершенно новых немецких самолетах, на­пример на реактивных истребителях Me 262. Об этом свидетельствует цветная фотогра­фия опытного Me 262 V167, облетанного еще 20 мая 1944 года. Камуфляж из новых цвето­вых оттенков имел и реактивный бомбарди­ровщик Арадо Аг 234. Можно выделить два «стандартных» ка­муфляжа, применявшихся на реактивных Me 262: 1. Старая схема с использованием цветов RLM 74/75/76. Граница раздела верхних и нижнего цветов — высокая. По бортам фюзе ляжа и на киле нанесены пятна RLM 70/02/75. Такой камуфляж получили некоторые серий­ные самолеты первых выпусков, собранные во второй половине 1944 года, когда переход на новые краски еще не закончился.
О стандартном камуфляже этого фоторазведчика Me 262А-1 a/U-З приходится только гадать. Да и был ли он вооб-ще? Возможно, самолет имел лишь общую заводскую окраску RLM 76, поверх которой уже в авиачасти был нане-сен весь этот «ужас» из полосок цвета RLM 81/82
О стандартном камуфляже этого фоторазведчика Me 262А-1 a/U-З приходится только гадать. Да и был ли он вооб­ще? Возможно, самолет имел лишь общую заводскую окраску RLM 76, поверх которой уже в авиачасти был нане­сен весь этот «ужас» из полосок цвета RLM 81/82
2. Новая схема, использующая цвета RLM 81/82/76. Верхние поверхности крыла и ста билизатора, верхняя половина фюзеляжа и киль покрыты осколочным камуфляжем, ко­торый дополнялся пятнами тех же оттенков по бортам фюзеляжа. При этом граница нижнего RLM 76 была довольно подвижна, а количество пятен различно.
Следует заметить, что говорить о «стан­дартном» камуфляже самолетов люфтваф­фе в самом конце войны можно лишь весь­ма условно. В условиях развала промыш­ленного производства, дефицита материа­лов и рассредоточения заводов по лесам и пещерам возникали самые необычные схе­мы защитных окрасок. Например, вместо RLM 76 для окраски нижних поверхностей Me 262 использовали серую краску RLM 41. Весной 1945 года появились Me 262 со свое­образным пятнистым камуфляжем. Дело в том, что на заводе верхние поверхности са­молетов были выкрашены только одним за­щитным цветом RLM 82, а уже в боевых авиачастях на него произвольно наносили различные пятна (по-видимому, цветом RLM81).
Как уже упоминалось, у первых серийных реактивных бомбардировщиков Аг 234, по­явившихся в июле 1944 года, защитная окра­ска тоже состояла из оттенков RLM 81/82/76. На бомбардировщиках «Арадо» также использовали осколочную камуфляж­ную схему, но в отличие от Me 262 граница раздела нижнего и верхних цветов всегда проходила низко, как у старых бомбарди­ровщиков, а дополнительные пятна по бокам фюзеляжа применялись редко.
Две фотографии на этой странице показывают Me 262 в стандартном позднем «зеленом» камуфляже, состоящем из оттенков RLM 81/82/76. Хотя граница разделения нижнего и верхних цветов проходит довольно высоко, она сильно размыта своей волнистостью, а также крупными темными пятнами на светлой окраске фюзеляжа
Две фотографии на этой странице показывают Me 262 в стандартном позднем «зеленом» камуфляже, состоящем из оттенков RLM 81/82/76. Хотя граница разделения нижнего и верхних цветов проходит довольно высоко, она сильно размыта своей волнистостью, а также крупными темными пятнами на светлой окраске фюзеляжа
Две фотографии на этой странице показывают Me 262 в стандартном позднем «зеленом» камуфляже, состоящем из оттенков RLM 81/82/76. Хотя граница разделения нижнего и верхних цветов проходит довольно высоко, она сильно размыта своей волнистостью, а также крупными темными пятнами на светлой окраске фюзеляжа
Следует заметить, что серо-голубая крас­ка RLM 76, предназначенная для нижних по­верхностей самолета, в 1945 году практиче­ски становится одним из цветов верхнего ка­муфляжа. Этой краской часто наносили светлые змейки или пятна на темной верх­ней окраске самолетов люфтваффе. А в эс­кадрильях высотных самолетов или тяжелых истребителей-перехватчиков машины цели­ком окрашивались в цвет RLM 76.
Осенью 1944 года появились первые Fw 190 и Me 109, камуфляж которых состоял из новых красок RLM 81, 82, а также нового темно-зеленого RLM 83. Надо заметить, что камуфляж истребителей люфтваффе под конец войны оказался довольно разнообра­зен, поскольку одновременно существовало сразу несколько схем. А кроме того, в на­чавшемся беспорядке нередко возникали схемы импровизированные или произволь­ные. Что касается «стандартов», то теорети­чески — на старых истребителях Fw 190А и Me 109G, выпущенных до осени 1944 года по-прежнему оставался старый камуфляж из серых оттенков RLM 74 и 75, а на новых использовали уже «зеленые» краски RLM 81, 82 и 83. Но определить на фотографии, какими цветами выкрашен тот или иной не­мецкий истребитель часто бывает невоз­можно. Беда в том, что на черно-белых фо­тографиях верхний камуфляж RLM 82/83 выглядит точно так же, как 74/75. Мало то­го, сразу после появления новых красок, их часто наносили по старым образцам камуф­ляжа. Цвета изменились, а распознать этого мы не можем.
Единственно, что можно с уверенностью утверждать: новые схемы камуфляжей для истребителей создавались на основе сочета­ния новых красок RLM 76/81/82/83. Исполь­зование в камуфляже других цветов в обста­новке того времени было возможно, но было отступлением от «стандарта».
Тропический камуфляж
Цвета тропического камуфляжа офици­ально введены в августе 1941 года и исполь­зовались на небольшом количестве самоле­тов люфтваффе и непродолжительное вре­мя. Это были: серо-голубой или так называе­мый «лазурный» RLM 78 (Himmelblau) для нижних поверхностей, и два цвета для верх­него камуфляжа — песочно-желтый RLM 79 (Sandgelb) и оливково-зеленый RLM 80 (Olivgrun). Причем оба верхних цвета имели по две разновидности. Ранний RLM 79 (его иногда называют 79а) был светлее или жел­тее, а поздний (79Ь), появившийся в конце 1941 года приближался к розово-коричнево- му оттенку. Два варианта RLM 80 это ранний и более коричневый 80а и поздний более зе­леный 80Ь. Немецкая авиация начала боевые дейст­вия в Северной Африке еще весной 1941 го­да. И поначалу самолеты люфтваффе несли обычный «серый» камуфляж RLM 74/75/76 (реже «зеленый» RLM 71/02/65 или RLM 70/71/65). Серые тона мало подходили для маскировки самолетов на фоне пейзажей Ливийской пустыни. Еще менее подходила для североафриканских условий темно-зеле- ная тональность камуфляжа Ju 87 из St.G 2 «Immelman», прибывших в Африку, в рас­цветке RLM 70/71/65. Поэтому именно на них в первую очередь применили новые «пу­стынные» краски. В полевых условиях крас­кой RLM 79а на пикирующие бомбардиров­щики наносили беспорядочные пятна раз­личного размера. Так же нередко поступали и с другими самолетами, прибывшими в Аф­рику в стандартном «европейском» камуфляже. Иногда вместо пятен наносили «змей­ки» песочножелтого цвета.
Bf 110D-3 из 9/ZG 26. Хотя самолеты этого авиаподразделения принимали самое активное участие в военных действиях в Северной Африке, их камуфляж не был пустынно-песочным, а оставался по-европейски серым
Bf 110D-3 из 9/ZG 26. Хотя самолеты этого авиаподразделения принимали самое активное участие в военных действиях в Северной Африке, их камуфляж не был пустынно-песочным, а оставался по-европейски серым
Вскоре истинно тропическим камуфля­жем стали щеголять «мессершмитты» Bf 109. Верхние и боковые поверхности истребите­ля окрашивались песочно-желтым RLM 79аг на который могли наноситься пятна оливко- во-коричневого RLM 80а.
Однотонно-песочная верхняя окраска RLM 79 применялась почти на всех «африкан­ских» самолетах, в том числе на Fw 190 A, Ju 87t Ju 88 и Не 111. При этом граница между песочным и серо-голубым RLM 78г проходила довольно низко. Она поднималась до середи­ны фюзеляжа только на самолетах Bf 109F и G. Причем в этом случае в качестве верхней краски использовался уже более темный тон RLM 79Ь. Истребители с такой окраской по­явились в Африке в 1942 году. На фронте в бо­евых авиачастях на них иногда наносили до­полнительный пятнистый или осколочный камуфляж оливково-зеленого цвета RLM 80Ь. Размер пятен был произвольный.
В 1943 году немцы оставили Африку и не­обходимость в тропическом камуфляже для самолетов люфтваффе отпала. На итальян­ском фронте на немецких самолетах исполь­зовались обычные «серые» схемы камуфля­жа RLM 74/75/76 с пятнами RLM 74/70/02 по бокам.
Bf 109G с заводскими обозначениями и с заводским тропическим камуфляжем из «лазурного» RLM 79. Хорошо видна граница разделения цветов, проходящая почти по середине фюзеляжа
Bf 109G с заводскими обозначениями и с заводским тропическим камуфляжем из «лазурного» RLM 79, 78. Хорошо видна граница разделения цветов, проходящая почти по середине фюзеляжа
Камуфляж ночных истребителей
В самом начале войны немецкая ночная истребительная авиация была очень мало­численна и ее машины не имели ночного ка­муфляжа. Одномоторные истребители, на­ходящиеся на вооружении ночных авиачас­тей, получали дополнительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht — ноч­ной). Литера обычно имела черный цвет, но иногда была красной с белой обводкой.
В 1941 году усиление ночных налетов анг­лийских бомбардировщиков на Германию заставило немцев срочно увеличить число авиачастей своей ночной истребительной авиации. На вооружение ночных авиаполков поступали в основном двухмоторные истре­бители Bf 110, а также тяжелые двухмотор­ные истребители, переделанные из бомбар­дировщиков Ju 88r Do 17Z, Do 215 и Do 217. Поскольку самолеты действовали в ночной темноте, то их полностью окрашивали полу­матовой черной краской. Бортовые тактиче­ские обозначения наносили серой краской RLM 77. От крестов на черном фоне остава­лись только белые утолки обводки. На неко­торых самолетах белым цветом наносили знаки быстрого определения — полосы на хвосте или на нижней поверхности крыла.
В 1943 году ночной камуфляж немецких истребителей был решительно изменен на светлый. Выяснилось, что черный камуфляж ночных истребителей был не всегда эффек­тивен, тогда как серый оказался более уни­версальным. Самолет теперь полностью ок­рашивали в серые оттенки. К 1945 году ис­пользовалось уже несколько типов серого камуфляжа, которые можно назвать стан­дартными для ночных истребителей Bf 110:
1. Самолет полностью окрашен RLM 76. 2. Двухцветная защитная окраска. Верх­ние поверхности — серый RLM 75. Окраска снизу и по бокам фюзеляжа — RLM 76 (или, в самом конце войны, — RLM 41). 3. Двухцветный камуфляж. Верхние по­верхности — серый RLM 75 с пятнами серо- голубого RLM 76. Нижние поверхности и боковины фюзеляжа — RLM 76. Часто по бокам фюзеляжа поверх RLM 76 — пятна RLM 75. 4. Трехцветный камуфляж. Верхние по­верхности — осколочный камуфляж RLM 74/75 (возможно RLM 75/83). Нижние по­верхности и боковины фюзеляжа — RLM 76. И по бокам фюзеляжа поверх RLM 76 — пят­на RLM 75 (или 83).
Надо также отметить, что в конце войны некоторые машины вместо пятен покрывали «бесконечными» извилистыми полосками контрастными для основной фоновой окрас­ки (например, RLM 76 поверх 75 или наобо­рот) . Но это не было стандартом и обычно де­лалось на местах персоналом боевых авиача­стей.
Иногда на нижней поверхности ночных истребителей (обычно на Bf 110) применя­лась своеобразная «половинчатая» окраска, одновременно выполнявшая роль и дефор­мирующего камуфляжа и средства быстрого определения. В черный цвет (RLM 22) снизу окрашивались: правая половина крыла, фю­зеляжа и стабилизатора.
Кресты на фюзеляже и верхней поверх­ности крыла были «прозрачными», то есть состояли из одних белых уголков обводки, свастика и нижние кресты — «классическо­го» черно-белого вида.
По сравнению с Bf 110, камуфляж ночных истребителей Ju 88G, которые выпускались с ноября 1943 года до конца войны, был бо­лее однообразным. Самолеты полностью по­крывали серо-голубой краской RLM 76, а на верхние поверхности и по бокам фюзеляжа и киля серой краской RLM 75 наносили мно­жество пятен. Причем пятна наносились ре­гулярно и имели сравнительно «правиль­ную» форму. Антенны радаров и переплет фонаря кабины на Ju 88G красили черно-серой краской RLM 66, а коки и лопасти винтов — черно-зеленой RLM 70. Но с лета 1944 года камуфляж ночных ис­требителей Ju 88 немного изменился. При­чиной тому, по-видимому, стал дефицит прежних красок. Основная фоновая RLM 76 частично (хвостовое оперение, мотогондолы, закрылки и элероны) или полностью стала заменяться серой краской RLM 41.
«Половинчатая» нижняя окраска ночного истребителя Не 219
«Половинчатая» нижняя окраска ночного истребителя Не 219
Все ночные истребители люфтваффе не­сли стандартные обозначения и опознава­тельные знаки. Но, если на темном фоне RLM 74/75/83 обычно помещали «прозрач­ные» кресты белого цвета и белую свастику, то на светлый фон RLM 76 или 41 (чаще все­го снизу) могли нанести крест, состоящий из уголков черного цвета и черную свастику. Новшеством, но вряд ли официальным, стало в конце войны обозначение на килях ночных истребителей радиодиапазона, на ко­тором работали их бортовые радары. Обычно он наносился римскими цифрами черного или белого цвета ниже серийного номера.
Разбитый ночной истребитель-перехватчик Bf 110G с «усами» радарных антенн имел обычный серо-пятнистый камуфляж RLM 74/75/76
Разбитый ночной истребитель-перехватчик Bf 110G с «усами» радарных антенн имел обычный серо-пятнистый камуфляж RLM 74/75/76
Окраска внутренних поверхностей
Сразу заметим, что для окраски внутрен­них поверхностей немецких самолетов пе­риода 1939 — 1945 годов широко использова­лась серо-зеленая краска RLM 02. Например, внутренняя сторона капотов двигателя и съемных лючков, ниши шасси и вооруже­ния, противопожарная перегородка между двигателем и кабиной со стороны кабины (со стороны двигателя не окрашивалась) и т.д.
С конца 1941 года внутренние поверхнос­ти кабины экипажа предписывалось окра­шивать черно-серой краской RLM 66 (Schwarzgrau) не дающей бликов. Но прибор­ные доски покрывались более светлой серой краской RLM 41. Кроме того, заметными яр­кими красками (красной RLM 23, желтой RLM 04 и др.) окрашивались различные ры­чажки, рукоятки и кнопки управления.
Для защиты от коррозии некоторых внут­ренних конструкций крыла и фюзеляжа ис­пользовали не лакокрасочное, а гальваничес­кое покрытие. Такие детали приобретали желтовато-металлический цвет. Для защиты деревянных конструкций использовали фис- ташково-зеленую краску RLM 99(Grun).
Некоторые детали внутреннего оборудо­вания немецких самолетов также выделя­лись особым цветом. Например, топливные баки окрашивались желтой краской (RLM 04), маслобаки — коричневой (RLM 26), рас­ширительные бачки охлаждающей жидкос­ти — темно-зеленой (RLM 62). Топливопро­воды красились в синий цвет (RLM 24), а де­тали противопожарной системы — в крас­ный (RLM 23). Серийные номера двигателей выделялись белым или желтым цветом.
Значки воздушных побед
Среди неофициальных традиций, распро­страненных у летчиков люфтваффе, особен­но у летчиков-истребителей, был обычай де­лать отметки побед на борту своего самоле­та. Как правило, это были небольшие (высо­той несколько сантиметров) вертикальные полоски или «столбики», нарисованные бе­лой (реже черной) краской в ряд (обычно на киле самолета). Каждая полоска обозначала победу — сбитый самолет. После возрожде­ния люфтваффе в середине 1930-х годов они впервые появились на истребителях немец­кого «Легиона Кондор» в Испании. Иногда над столбиками побед указывали дату или изображали маленький опознавательный знак поверженного противника (француз­ские или английские круги, американские белые или советские красные звездочки).
На килях истребителей некоторых немец­ких асов рисовались также их боевые награ­ды. Обычно это было изображение Рыцар­ского креста на ленточке, которое часто до­полнялось числом воздушных побед, за кото­рые немецкий летчик получил эту награду.
Значки одержанных победНа немецких бомбардировщиках обычай делать отметки о победах не был столь же распространен. Число воздушных побед обо­значалось редко. Чаще на киле бомбарди­ровщика в виде маленьких белых или чер­ных силуэтов отмечались уничтоженные це­ли. Например, рисовались силуэты кораб­лей, танков, заводов. Иногда рядом с силуэ­том ставилась дата, а для потопленного суд­на указывалось его водоизмещение и госу­дарственная принадлежность.
Значки одержанных побед

Комментариев нет:

Отправить комментарий