суббота, 23 ноября 2013 г.

История: D3A «Val»

Одним из самых известных японских самолетов
Второй мировой войны был D3A «Val», сыгравший
основную роль в атаке на Перл-Харбор и потопив-ший тоннажа судов и кораблей союзников
больше, чем любой другой самолет стран Оси.


В середине 1930-х годов стандартными пикирующими бомбардировщиками (или, по
японской классификации того периода Tokushu Bakugekiki — «специальные бомбар-дировщики») на авианосцах японского флота («Акаги», «Хошо», «Кага», «Рийю» и
«Сорью», а с 1938 года и «Хирю») были «специальные морские бомбардировщики
Тип 94 и Тип 96». Известные также под обозначениями D1A1 и D1A2, эти двухместные

бипланы были разработаны фирмой «Aichi Tokei Denki КК» на базе германского
самолета Heinkel Не 66 (экспортного вариан-та Не 50, состоявшего на вооружении
Люфтваффе). Летные характеристики самолетов уже не соответствовали требованиям времени. Фирма «Aichi» разработала самолет AM-17, отвечавший требованиям выпущенной в
1936 году спецификации ВМФ 11 -Shi на палубный бомбардировщик. Это был
моноплан с низкорасиоложенным крылом эллиптической формы в плане, основными
стойками шасси в обтекателях и закрытой кабиной для пилота и стрелка-радиста.
AM-17 оснащался радиальным мотором воздушного охлаждения Nakajima Hikari
мощностью 710 л.с. (529 кВт). Первый AM-17 был построен в декабре
1937 года, но, как обычно это бывает, машина нуждалась в доводке. После того,
как доработали второй прототип, и он получил двигатель Mitsubishi Kinsei 3
мощностью 840 л. с. (626 кВт) и увеличенное вертикальное оперение, машину
признали победителем в конкурсе, вторым участником которого был бомбардировщик
Nakajima D3N1. В 1939 году «Aichi» получила заказ на серийное производство
«морского палубного бомбардировщика Тип 99 Модель 11» (короткое обозначение
D3A1), оснащенного мотором Kinsei 43 мощностью 1000 л. с. (746 кВт).
После палубных испытаний на авианосцах «Кага» и «Акаги» в 1940 году, D3A1
принимали ограниченное участие в боевых действиях в Китае. Перед началом войны на
Тихом океане 135 самолетов D3A1 находились на палубах шести авианосцев, которые

утром 7 декабря 1941 года нанесли удар по американскому флоту в Перл-Харборе. В
двух атаках было потеряно 15 машин D3A1, но вместе с торпедоносцами B5N2 и
обычными бомбардировщиками, пикировщикам фирмы «Aichi»
удалось на полгода вывести из войны линкоры американского Тихоокеан-ского флота. В следующий раз D3A1 отличились, когда японское авианос-ное соединение вышло в Индийский океан. Шесть японских авианосцев так и не смогли встретиться с английскими тяжелыми авианосцами «Формидейбл» и «Индомитейбл». Однако за период с 4 по 9 апреля
D3A1 сумели потопить авианосец «Гермес», крейсеры «Корнуолл» и «Дорсетшир», два эсминца, корвет, корабль снабжения, два танкера и 11 торговых судов. Ни один из японских
кораблей не пострадал, было потеря-но всего 16 самолетов. Атакуя маневрирующие корабли, японские пикировщики добились 80-процентной точности попадания (к примеру, в
«Гермес» попало 40 бомб). Экипажи D3A1 великолепно зарекомендовали себя во время высадки на Алеутские острова, битвы в Коралловом море (они добились трех попаданий в
авианосец «Йорктаун» и самостоятельно потопили американские эсминец и танкер) и в сражении за остров Мидуэй. В июле 1942 года подразделение технической авиационной разведки союзников (Allied Air Technical Intelligence Unit, ATIU) присвоило
«палубному бомбардировщику Тип 99» кодовое обозначение «Val», поскольку японская система обозначений была слишком запутанной, да и плохо в то время известной. В том же месяце был

 облетан прототип усовершенствованной модификации D3A2 с мотором Kinsei 54 мощностью 1300 л. с. (969 кВт) и увеличенным запасом топлива. На вооружение эти самолеты стали поступать осенью 1942 года под обозначением «палуб осенью 1942 года под обозначением «палуб-ный бомбардировщик Тип 99 Модель 22». Но уже в то время шла разработка нового пикиров-щика, Yokosuka D4Y1, для замены машины фирмы «Aichi». Получивший у союзников
кодовое обозначение «Judy», этот самолет вскоре заменил «Val» на палубах японских
авианосцев. Последний раз D3A принимали участие в крупной битве авианосцев в июне
1944 года, когда 27 D3A2 из 652-го кокутая (авиагруппы) были развернуты на трех
кораблях второй авианосной группы. Вместе с другими самолетами палубного и наземного
базирования они участвовали в известной битве в Филиппинском море, но так и не сумели
добиться попаданий в корабли противника. Тем не менее «палубные бомбардировщики
Тип 99» оставались на вооружении частей берегового базирования вплоть до конца
войны, а также широко использовались в учебных подразделениях (некоторые самолеты
получили новое обозначение D3A2-K, где «К» означало Koshiki — учебный). В общей сложно-сти было выпущено 1495 самолетов этого типа, включая 201 D3A-2, построенных фирмой
«Showa Hikoki КК».
В конце 1943 года японская авиапромышленность испытывала острейший дефицит легких сплавов. Поэтому D3A2-K был выбран для переработки конструкции с использованием не стратегических материалов. Задание на доработку было дано «Dai-Ichi Kaigun Koku Gijitsusho»
(Первому морскому авиационно-техническому арсеналу). Крыло эллиптической в
плане формы и скругленные поверхности хвостового оперения заменили на
поверхности с прямыми кромками для простоты изготовления. Морской арсенал

построил два прототипа D3Y-1K, а серийный выпуск учебного бомбардировщика поручили фирме «Matsushita Koku Kogyo КК». До капитуляции Японии успели построить всего три самолета, получивших имя «Myojo» («Венера»). Одноместный вариант для камикадзе

разрабатывался под обозначением D3Y2-K, а в серию он был запущен под
названием D5Y1.