воскресенье, 24 ноября 2013 г.

История: Самолеты вертикального взлета и посадки "Harrier"


В этой статье мы рассмотрим историю происхождения СВВП [самолеты вертикального взлета и посадки], поговорим об их назначении, и рассмотрим применение СВВП в качестве палубной авиации.


Итак, наша история начинается в 50-е годы, во время Холодной войны.
Да, именно в годы Холодной войны. Хотя проекты и концепции СВВП впервые появляются аж в 19 веке, то есть еще до первого полета самолета вообще.
Первые идеи СВВП являли собой компиля-цию преимуществ самолета и вертолета(са-молет-меньшая потребляемая в полете мощность, вертолет-отсутствие необходимости в оборудованных площадках). Собственно, абсолютно все концепции СВВП(а именно-с поворотными винтами, с поворотным крылом, с наклонным положением фюзеляжа при взлете, с останавливаемы-ми в горизонтальном полете винтами). И ни один из проектов не был реализован по причине невозможности создания соответствующих двигательных установок(соотношение масса\мощность). Далее эксперименты с ВВП продолжились в
период Второй Мировой войны, и прорывны-ми в это время стали немецкие проекты
СВВП. Причем пик развития подобных проектов приходится на конец войны, когда
Союзники начинают интенсивные налеты на Рейх. В этой ситуации понадобились истребители-перехватчики, которые могли бы справится с огромным количеством бомбардировщиков противника, и при этом были бы неприхотливы к стартовым площадкам.
Но вот война закончилась, мир стал двуполярным, началась Холодная война. Возвращаемся в 50-е годы 20-го века. Американские стратеги предполагали, что в случае советского удара в Европе все аэродромы НАТО будут быстро выведены из строя либо, что еще хуже, захвачены.
Таким образом, вся авиация(за исключением авиагрупп авианосцев, но они имели ограниченный радиус действия) НАТО на континенте будет выведена из строя. И если ПВО более-менее могло противостоять авиации СССР, то войска, фактически, лишались непосредственной поддержки с воздуха. В то время боевые самолеты требовали
ВПП [взлетно-посадочная полоса] большой длины, а также хорошего качества покрытия ВПП (не по грунтовке же им разгоняться). Это было обусловлено высокими посадочными и взлетными скоростями самолетов того времени.Таким образом, встал вопрос о разработке самолета, который был бы менее требователен к длине и качеству ВПП, что и вернуло
инженеров к опыту немецких коллег времен Второй Мировой войны.
Прогнозировавшийся заказ на этот тип самолетов(5-6 тысяч самолетов) позволил в кратчайшие сроки создать аж 6 проектов СВВП, а именно: P.1127, (который потом эволюционировал в нашего «героя дня» - «Harrier»), F-104G VTOL, Fiat G-95, Dassault Mirage
IIIV, VJ 101, D.24.

Самолет нами рассматриваемый, «Harrier», как уже упоминалось, эволюционировал «Harrier» из P.1127. Разработка P.1127 началась в 1957 году. В 1960 году прототип первый раз поднялся в воздух, а в 1963 году испытания проводились на борту
авианосца «Arc Royal». В 1966 году самолет проекта P.1127 был принят на вооружение под
обозначением Harrier GR.1. Следующей модификацией Harrier стала GR.3. Основными отличиями являлись увеличенная мощность двигателя и улучшенная система лазерного целеуказания. Всего было разработано 10 моди Всего было разработано 10 моди-фикаций самолета, которые использо-вались не только КВВС, но и КМП США, ВВС Испании и Таиланда. Теперь же поговорим о дальнейших модификациях -

«Sea Harrier», AV-8B
(американская модификация). Основными отличиями Sea Harrier от Harrier GR.3(на основе которого он, собственно, и был разработан) являются наличие улучшенной РЛС, защищенные от воздействия морской воды элементы планера, измененный состав приборного и радионавигационного оборудования. Впервые в боевых действиях Sea Harrier участвовал во время Фолклендской войны. В 1978 году командование КВМФ приняло решение о списании последнего авианосца типа «Audacious», и, соответственно, классических палубных самолетов. С этого момента в распоряжении КВМФ оставались только СВВП. Итак, все началось с отправки к Фолклендам АУС КВМФ, ядром которой выступили 2 авианосца класса

Invincible-Invincible и

Hermes. На борту этих кораблей в качестве авиагруппы находилось 10 и 12 Sea Harrier соответственно, и 24 вертолета Sea King в сумме. Кстати, кроме Sea Harrier в Фолклендском конфликте участвовали и «сухопутные» Harrier GR.3. , которые были доработаны для полетов в условиях морского базирования. Переправка самолетов была осуществлена с помощью контейнеровозов, переделанных в авианосцы,а также воздушным путем, используя самолеты-заправщики. Далее следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий